Крашенинникова Наталья Владимировна, воспитатель

Полифункциональное пособие «Чудо-Куб»

«Чудо-куб» - это куб размером 30х30х30 см, две стороны куба имеют покрытие из ковролина, остальные обклеены цветной самоклеящейся бумагой. На каждой стороне куба находится определенное задание (дидактическая игра), которое ребенок должен выполнить. Весь игровой материал для любых игр крепится при помощи липучек, верхняя часть куба – это шахматная доска, на которой дети могут играть как в шашки, так и в шахматы. Каждая сторона «Чудо-Куба» имеет свое предназначение.

Данное пособие рассчитано для игры как одного ребенка, так и подгруппы детей под руководством воспитателя и самостоятельного использования детьми от 3-х до 7-ми лет, а также подходит для использования детьми с ОВЗ.

efd480fbb7a99618cb2b0cb06f2b7547.jpg

Цель данного пособия:

Развитие познавательных интересов и способностей на основе практических действий.

Задачи:

Обучающие:
1. Учить считать до 10 и дальше, сравнивать группы предметов (по величине, цвету, форме, количеству).

2.Учить ориентироваться на ограниченной площади.

3.Учить определять временные отношения; время по часам.
4. Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

1. Развивать пространственное воображение детей.
2. Совершенствовать предметно-практические действия.
3. Развивать связную речь, память.

4. Развивать все виды восприятия: (зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, глазомер и координацию движений пальцев рук, мелкую моторику рук)

5. Развитие самостоятельности и инициативы.

Воспитывающие:

Воспитания дружеских взаимоотношений в игре между детьми.

Полифункциональность обеспечивается за счет наличия съемных элементов, которые не обладают жестко закрепленным способом. Пособие возможно использовать в различных областях, в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Вариативность. Пособие «Чудо-куб» может использоваться в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.

 Разработаны следующие варианты работы с пособием:

1.Верхняя сторона куба – шахматная доска для игр в шашки / шахматы

08aa0936603c0655986b248e444f6b0c.jpg

2.Поверхность № 2 предназначена для 2-х игр «Части тела» и «Часы». На данной поверхности установлены 2 часовые стрелки в центре поля и прикреплены липучки вокруг, на которые крепится игровой материал.

23c227bbf6b0e65f73af5702b70e9619.jpg23aacc2ed042bfcbbf45cb2d4167b1bc.jpgd2d48b7fd9988bb7847fef78cc65f547.jpg

3.Поверхность № 3 имеет тканевое покрытие из ковролина зелёного цвета, на которое крепятся игровые материалы с помощью липучек. Данное поле предназначено для игр разработанных по схемам «Блоки Дьенеша».5e4487f0f914416f46425195f3aabab4.jpg

Так же эта поверхность предназначена для театрализованной деятельности по сказкам: «Репка», «Три медведя» и «Три поросёнка» и др.

54d54cafee5ed18168510ba83a07bc25.jpg 4be967cc4dd71176bdaf7a27cbbb3c0e.jpg

4.Поверхность № 4 имеет тканевое покрытие из ковролина жёлтого цвета для игр и прищепку для крепления образцов.

Для игры можно использовать следующие дидактические игры: «Собери бусы по образцу»,«Собери гусениц по цвету»,«Собери по образцу»,Дидактическая игра «Умные дорожки» и др.

aa13dfe1bb0fe2033d94369c2523c2bb.jpgeca32e61fbb70ef21981e7079be3570e.jpg753ff901df8b8bdfef0fae6b08d8494c.jpg7cf9be35f426592ace81235a4b3d3a1f.jpg1b26d5c32d8b3616ec0d0da23f86733a.jpg

5.Поверхность № 5 предназначена сразу для 4 дидактических игр. 3 из них выполняются на одной части игрового поля, которое состоит из 8 липучек, 8 гвоздиков и 4 канцелярских резинок и фломастер салфеткой.

Для игры можно использовать следующие дидактические игры:«Большой-маленький», «Найди животное», «Найди фигуру», «Соедини пары» и др.

07f21ace21bbd8ae18c79bc34d0af42b.jpg

232e30c4b956dac55e59f35253908f4f.jpg2454a5b247b94085b88005c393174dc9.jpga38159477698fff44ee41681386fc3b0.jpg9fb06a0fda1e5077dbeeb061cf66f3fa.jpg

6.Игры «Равновесие» для развития координации движений, внимания, двигательной активности.

В набор входят 2 спортивно-развивающие игры: «Челендж руки-ноги», «Следы».

fe5f14dd59421641aee63899ad2f1b96.jpg877fec793d5a97b3ca9506adf30d3384.jpg

Весь игровой материал хранится в специальных кармашках с условными обозначениями в доступном для детей месте (внутри самого куба). Также внутри куба находится 2 игровых напольных полотна.

eae05560678116fc67a1b17f034712bf.jpg9fa0f01eace2b29b4096bd000cc9e445.jpg

Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе, в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах.

Развивающий куб – прекрасная развивающая игра. В нем собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенке к развитию, обучению, свободному активному общению с взрослыми и сверстниками.

Куб яркий, красочный, что привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое действие. В нем нет мелких деталей, которые могут быть опасными для детей, поэтому играть с кубом могут дети любого возраста. Играя с логическим кубом, ребенок развивает сенсомоторную сферу, словесно–логическое мышление, дает возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, развивать творческие способности детей.

«Чудо-куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. Каждую сторону можно использовать для создания различных сюжетов и проведения нескольких вариантов игр. При этом всегда остается возможность углублять, расширять, усложнять содержание игры, дополнять пособие новыми играми.

Экологические характеристики и безопасность материала пособия

Данное пособие выполнено из материалов: картонная коробка, разноцветные ленты, резинки, липучки для крепления, прищепки, папки-конверты с кнопкой для материала, разноцветные картинки из ковролина.

Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособие изготовлено из безопасных материалов, поддается влажной уборке, не представляют угрозы для жизни и здоровья детей.

Дополнительные материалы к полифункциональной игрушке/пособию.

1.Верхняя сторона куба

Игра в шашки (шахматы)

Цель: сформировать у детей заинтересованность и умение играть в настольную игру «шашки»; создать условия для интеллектуального развития детей.

Набор шашек и шахмат находится внутри куба.

2.Поверхность № 2

 Для игры можно использовать следующие дидактические игры: «Часы»,«Части тела» и др.

Дидактическая игра «Часы»

Цель: научить детей ориентироваться во времени; совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате; развивать у детей внимание, логическое мышление и речь; закреплять знание детьми цифр, количественного и порядкового счета

Ход игры: Игра может проходить как с воспитателем, так и самостоятельно детьми в парах или группе. Детям предлагается расположить цифры так, как они располагаются на циферблате часов. Варианты игры:

· Один из участников располагает стрелки на циферблате, а остальные должны определить указанное время

· Один из участников говорит время или выбирает карточку с указанным временем, другой должен поставить стрелки в правильное положение

Дидактическая игра «Части тела»

Цель: закреплять знания детей о частях тела, развивать у детей связную речь, мышление.

Варианты игры:

· Ведущий крутит стрелку, остальные дети должны назвать ту часть тела, на которой остановилась стрелка и показать ее на себе или на другом человеке

· Игра проводится в парах. Ведущий крутит 2 стрелки. Дети должны поздороваться друг с другом теми частями тела, которые указали стрелки

Игры проводятся в группе детей как самостоятельно, так и с воспитателем.

3.Поверхность № 3

Игры по схемам «Блоки Дьенеша»

Основная цель использования блоков Дьенеша – развить у детей логическое мышление, научить их решать логические задачи.

Ход игры: Из предложенных карточек ребенок выбирает одну и складывает из геометрических фигур картинку, предложенную на карточке на игровом поле.

Театрализованной деятельности по сказкам:

Сказки «Репка», «Три медведя» и «Три поросёнка» и др.

Цель: развитие речи и мелкой моторики детей.

Герои сказок и дополнительные материалы с помощью липучек крепятся на игровом поле.

Ход игры: Ребенок рассказывает сказку и по ходу рассказа крепит героев на игровом поле.

 

4.Поверхность № 4

Для игры можно использовать следующие дидактические игры: «Собери бусы по образцу»,«Собери гусениц по цвету»,«Собери по образцу»,Дидактическая игра «Умные дорожки» и др.

Дидактическая игра «Собери бусы по образцу»

Цель: Развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей составлять бусы в определенной последовательности; Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Участник выбирает из предложенных образцов последовательность бус, выбранная картинка крепится с помощью прищепки, а ребенок ищет необходимые элементы и собирает их в ряд.

Дидактическая игра «Собери гусениц по цвету»

Игра «Собери гусениц по цвету» позволит ребенку закрепить представления о четырех основных цветах, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики

Ход игры: В наборе есть 4 головы гусеницы красного, желтого, зеленого и синего цвета и по 5 кругов соответствующих цветов. Ребенку необходимо подобрать для каждой гусеницы круги ее цвета

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Цель: Развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей составлять пуговицы в определенной последовательности; Развивать мелкую моторику рук.

В набор игры входит карточки с изображением снеговиков двух размеров и пуговицы. На маленьких карточках изображены образцы того, как расположены пуговицы на снеговике. На больших карточках изображен снеговик и липучки для крепления пуговиц.

Ход игры: Ребенок выбирает сам или берет предложенный ему образец и крепит его на прищепку, чтобы было видно. Далее ему необходимо отобрать необходимые пуговицы и расположить их в правильном порядке

Дидактическая игра «Умные дорожки»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Ход игры: Предлагаем ребенку обвести крышечками или «пройти по дорожкам» данные изображения одновременно правой и левой ручками сначала сверху вниз, затем снизу вверх.

Числовой ряд

В наборе имеются числа от 1 до 20

Данный набор используется для обучения ребенка навыкам счета

Варианты использования:

· Расположить числа в порядке возрастания

· Расположить числа в порядке убывания

· Найти соседей числа

· Указать какие числа входят в состав определенного числа и др.

5.Поверхность № 5

Для игры можно использовать следующие дидактические игры:«Большой-маленький», «Найди животное», «Найди фигуру», «Соедини пары» и др.

Дидактическая игра «Большой-маленький»

Цель: развивать умение выделять предметы по размеру, развивать мелкую моторику, тактильное восприятие

В наборе находятся картинки предметов и животных в двух экземплярах, которые отличаются по размеру.

Ход игры: На игровом поле крепятся фигурки разного размера. Ребенку необходимо с помощью резинки соединить две картинки, которые отличаются только по размеру, назвать, что изображено на картинке, и рассказать, какая из соединенных картинок большая, а какая маленькая

Игровое поле может заполнять воспитатель или дети самостоятельно.

Дидактическая игра «Найди животное»

Цель: развивать внимание, мелкую моторику и тактильное восприятие с помощью поиска одинаковых фигурок животных

В наборе находятся картинки животных, к которым прикреплены липучки. Каждая картинка в 2-х экземплярах.

Ход игры: На игровом поле крепятся фигурки разных животных. Ребенку необходимо найти две одинаковые картинки и назвать животное, а после соединить эти картинки с помощью резинки.

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Цель: развивать умение выделять предметы по признакам (цвету, форме), развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.

В наборе находятся фигурки, отличающиеся друг от друга по цвету и форме

Ход игры: На игровом поле крепятся геометрические фигуры. Ребенку необходимо найти две одинаковые фигуры и назвать их, а после соединить эти фигуры с помощью резинки

Варианты игры:

· Ребенку необходимо соединить фигуры по цвету

· Ребенку необходимо соединить фигуры по размеру.

Дидактическая игра «Соедини пары»

В набор входит набор карточек, фломастер, прищепки и влажные салфетки

1-ый вариант игры На карточке в двух столбцах изображены предметы. Ребенку необходимо найти во втором столбце предмет из первого и соединить их с помощью линии фломастером. Так нужно соединить все 5 пар.

2-ой вариант игры: На карточке в двух столбцах изображены предметы. Ребенку необходимо найти во втором столбце предмет из первого и сбоку от этих предметов прикрепить прищепки одинакового цвета. Так нужно соединить все 5 пар.

Игра «Равновесие»

Игры для развития координации движений, внимания, двигательной активности.

В набор входят 2 спортивно-развивающие игры: «Челендж руки-ноги», «Следы».

Ход игры: Ребенку необходимо встать правильно, поставив руки и ноги так же, как на дорожке, постепенно передвигаясь по ней.


Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша

Дидактическая игра «Найди»

Задачи:

· Знакомить с логическими блоками -Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький»,

· Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. 

Ход игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине, умение предметы угадать на ощупь.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:

· Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

· Развивать мышление.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Найди не такую»

Задачи: Продолжать знакомить с логическими блоками.

Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме).

Дидактическая игра «4-й лишний»

Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи:

· Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине

· Развивать мышление

Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра «Найди пару»

Задачи:

· Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине

· Развивать мышление.

Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине. Развивать мышление.

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении


Дети нашего детского сада с удовольствием начали играть в новую игру

6be3e7fb779cf1b688724928ab0b4a53.jpgcd8984c6b1cbcc4d9986c03e14260a35.jpgc165a554ab5e69324d004d09f0f89dc7.jpgb0f0d64a5799a19abc37ad884db7da96.jpg3d46cd5e999d4caa067f226961a436c9.jpg5b7c8450f4971032d229d4b22986aa2e.jpg60272148c5be70a675d82a3681a15d17.jpg9367906b0910b1843316c26bf26662b9.jpgf3c55dc0f1884166930df3d509f627af.jpg

16 ноября 2022 в 17:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.