Крашенинникова Наталья Владимировна, воспитатель

Мини-музей «Удивительные камни»

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Удивительные камни»

160b60f40c0f98a8fc6f5b0fd9b5a6ea.jpg

КАМНИ, КАМНИ 

РОССЫПЬ ЦВЕТА

ВСТРЕТИШЬ ВАС В ЛЮБЫХ МЕСТАХ

И НА СУШЕ. И НА МОРЕ

 И В ОЗЁРАХ, И В РУЧЬЯХ!

Профиль музея: естественно-научный.

Цель создания мини-музея:

•Обогащение предметно-пространственной среды группы с целью формирования у детей представлений о многообразии камней и минералов.

Задачи:

•Познакомить детей с разнообразием камней и минералов, их свойствами, особенностями, учить различать и классифицировать их по разным признакам.

•Развивать познавательный интерес, навыки опытно-экспериментальной деятельности.

•Познакомить детей с новыми сказками и рассказами.

•Развивать коммуникативные навыки

•Развивать творческие способности, воображение.

•Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

•Формировать интерес к музеям.

Ожидаемый результат:

•Активное участие детей и их родителей в оформлении мини-музея в группе.

•Интерес и желание детей узнать больше о камнях и разновидности камней.

•Положительное отношение к деятельности по созданию мини-музея.

•Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях и вне занятий.

•Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация).

•Обогащение познавательно-речевой (составление рассказов) и естественнонаучных (опыты, наблюдения) видов деятельности детей.

Размещение.

Мини-музей располагается в группе «Почемучки», на стеллажах рядом с уголком природы в групповой комнате. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты размещены в коробках, пластиковых контейнерах и снабжены этикетками. Здесь же представлена детская литература, подборки картинок. В целях безопасности коллекция используются при работе с детьми совместно с воспитателем.

Содержание и экспонаты.

В мини-музее представлены объекты неживой природы (камни и минералы), разнообразные изделия из этого природного материала. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов – это разнообразные коллекции природных и искусственных камней и минералов, песка, глины, ракушек.

Экспонаты собирались воспитателями и детьми с родителями группы. Воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир, и найти что-нибудь интересное для музея камня. Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран.

 Экспонаты мини-музея:

1. Гранит красный. Постоянное хранение. Подарены семьёй Лобачёвой А.А.

2. Гранит серый. Постоянное хранение. Подарены семьёй Лобачёвой А.А.

3. Полевой шпат розовый. Постоянное хранение. Подарены семьёй Лобачёвой А.А.

4. Полевой шпат серый. Постоянное хранение. Подарены семьёй Лобачёвой А.А.

5. Кварц белый. Постоянное хранение. Подарены семьёй Лобачёвой А.А.

6. Слюда. Постоянное хранение. Подарены семьёй Лобачёвой А.А.

7. Малахитовая шкатулка. Временное хранение. Из личной коллекции Безруковой И.А.

8. Нож из камня на подставке. Временное хранение. Из личной коллекции Безруковой И.А.

9. Бусы из натуральных камней 1. Временное хранение. Из личной коллекции Дорофеевой Т.А.

10. Бусы из натуральных камней 2. Временное хранение. Из личной коллекции Дорофеевой Т.А.

11. Бусы из натуральных камней 3. Временное хранение. Из личной коллекции Дорофеевой Т.А.

12. Мрамор цветной. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

13. Торф. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

14. Каменный уголь. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

15. Бурый уголь. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

16. Антрацит. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

17. Магнитный железняк. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

18. Красный железняк. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

19. Бурый железняк. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

20. Медный колчедан. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеева В.А.

21. Боксит. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

22. Оливин. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

23. Сфен. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

24. Мусковит. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

25. Роговая обманка. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

26. Лабрадор. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

27. Полевой шпат. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

28. Нефелин. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

29. Графит. Постоянное хранение. Подарены семьёй Чайникова С.С.

30. Мел. Постоянное хранение. Подарены семьёй Крашенинниковой В.В.

31. Яшма цветная. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

32. Яшма техническая. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

33. Корунд. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

34. Родонит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

35. Тальк. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

36. Асбест. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

37. Лазурит. Временное хранение. Из коллекции семьи Орловой Л.Н.

38. Алунин. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

39. Соль каменная. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Н.В.

40. Свинцовый блеск с цинковой обманкой. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

41. Мергель. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

42. Марганцевая руда. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

43. Лимонит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

44. Боксит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

45. Доломит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

46. Апатит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

47. Гипс пластинчатый. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Н.В.

48. Кокс. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

49. Гипс алебастр. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Н.В.

50. Ангидрит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

51. Мирабилит. Временное хранение. Из коллекции семьи Орловой Л.Н.

52. Барит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

53. Фосфорит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

54. Tорф. Постоянное хранение. Подарены семьёй Ковиной Ю.Г.

55. Бурый уголь. Постоянное хранение. Подарены семьёй Ковиной Ю.Г.

56. Базальт. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

57. Антрацит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

58. Асфальт. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

59. Известняк. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Н.В.

60. Сибнит. Постоянное хранение. Подарены Быковской ООШ

61. Бусы из янтаря. Временное хранение. Из личной коллекции Коряковой О.А.

62. Бусы из бирюзы. Временное хранение. Из личной коллекции Савиновой Ю.П.

63. Кольцо из натуральных камней. Временное хранение. Из личной коллекции Савиновой Ю.П.

64. Морская галька. Постоянное хранение. Подарены семьёй Ковиной Ю.Г.

65. Морские ракушки. Постоянное хранение. Подарены семьёй Коряковой О.А.

66. Морские и речные камушки. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Н.В.

67. Каменный цветок. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Н.В.

68. Цветные камушки. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Т.А.

69. Хозяйка Медной горы (кукла) в костюме, украшенном натуральными камнями. Постоянное хранение. Подарены семьёй Дорофеевой Т.А.

70. Книга «Амулеты и талисманы». Временное хранение. Из личной коллекции Дорофеевой Т.А.

71. Книга «Самоцветная полоса Урала». Временное хранение. Из личной коллекции Дорофеевой Т.А.

72. Книга «Медной горы хозяйка». Бажов П.П. Временное хранение. Из коллекции Быковской сельской библиотеки

73. Книга «Серебряное копытце. Бажов П.П. Временное хранение. Из коллекции Быковской сельской библиотеки

74. Книга «Хрупкая веточка» Бажов П.П. Временное хранение. Из коллекции Быковской сельской библиотеки

75. Книга «Ключ земли» Бажов П.П. Временное хранение. Из коллекции Быковской сельской библиотеки.

76. Альбом «Драгоценные и полудрагоценные камни». Постоянное хранение. Изготовлен Дорофеевой Н.В.

77. Альбом «Изделия из камня». Постоянное хранение. Изготовлен Дорофеевой Н.В.

78.Альбом «Список экспонатов». Постоянное хранение. Изготовлен Дорофеевой Н.В.

 

Как используется мини - музей.

Материалы мини-музея используются при проведении:

•познавательных и экологических занятий, бесед, наблюдений и опытов,

•экскурсий по мини-музею,

•для свободной деятельности детей (рассматривания, чтения,  экспериментирования, релаксации).

Для удобства работы в мини-музее составляется описание каждого экспоната (название экспоната).

  

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями,

Декабрь 2021

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 


2

Практический этап.

1.Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение опытов, экскурсий.

Январь 2022

Создания мини-музея «Удивительные камни»

Образовательная деятельность

3

Подведение итогов

1.Обмен опытом педагогического мастерства.

Конец января - начало февраля 2022 

Выставка экспонатов мини-музея

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»

Тема / дата

Цель

Конспекты занятий "Удивительные камни"(Январь)

-Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами

«Познание» на тему «Путешествие в мир камней»

(Январь)

-Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их      свойства и особенности;

-Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

-Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

-Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание)

-Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

Опыт № 1. Определение цвета и формы

Опыт №2. Определение размера.

Опыт №3. Определение характера поверхности.

(Январь)

Опыт№4. Рассматривание камней через лупу.

Опыт №5. Определение веса.

(январь)

Опыт№6: Определение температуры.

Опыт № 7. Плавучесть.

(февраль)

Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде

Дидактические, подвижные и театрализованные  игры (в течение года)

Заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие двигательной активности

Опыт №1 «Простые и ценные камни в природе»

Опыт №2 «Камни, которые подарило море»

 (в течение года)

Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами.. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.

Рисование на камнях «Превращение камешков»; (в течение года)

Лепка «Каменный цветок» в технике мозаики

Конструирование «Домик трех поросят» (февраль)

•Учить детей видеть прекрасное вокруг себя.

•Воспитывать интерес и любовь к родному краю, природе.

•Учить фантазировать и передавать свои фантазии в процессе рисования.

•Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного цвета.

•Воспитывать аккуратность.

        ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Поиск и пополнение фондов музея новыми экспонатами, представляющими интерес для музея.

2. Составление этикетажа.

3.Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалы.

Значение и использование мини-музея.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребёнка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.

В обычном музее ребёнок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.

Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического, нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.

Фоторепортаж из мини-музея «Удивительные камни»

Общий вид музея

00e344c0f116b80b315df668ce81b854.jpg

                           Экспонаты мини-музея

45cf45969f8524fd8a0318020e844402.jpg

0f44c5044175ee369e76fd95e5f2dc50.jpg

d891583992a8e1128fcb3294d8b1f314.jpg

cd4188c05ca4e03d8647b1462eb36ecf.jpg

dad779f5d2c4516bd29005378068080d.jpg

de459fcbdb62c1b64d2149467370cfb0.jpg

e3c3f99cfe32b6152d068136bec17512.jpg

4dac91dacf3151e0d0445b583221337c.jpg

b41b7a9836cb0b23e087bf7b24fb8610.jpg

7382d25a173eaafc286bf667a915b7c2.jpg

4e86770647e7ffcb2d643daa395d05d7.jpg

e09d9c16dee49d8935310ec7ed4fff27.jpg

Методические разработки об истории камней

ab4f08ed96e15a9990c34a515abd5f13.jpg

Открытие мини-музея «Удивительные камни»

ccd0cd51adbcf05d32d87bea7cb589bc.jpg

Мероприятие «В гости к Хозяйке Медной горы»

7f81dc27a8386d5bfa290d3a8ec360a3.jpg

9674fef0653eda043f4c6df86f07ae36.jpg

a7c866fd018d4a3b9191fcb5b4c10ccb.jpg

0d5eff33e4954d7edac5b0ad9433dfa6.jpg

«Знакомство с полезными ископаемыми. История угля» 

3e85a86d1f5745483416dd363cead9f1.jpg

Дидактические игры с камешками

Дидактические игры с камешками , которые  я использую в работе с детьми.

Цель игр: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.

 

Перечень игр и краткое описание:

 

1.  Разбери по группам

а) Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

б) Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

в) Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

2.  Собери по образцу.

Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

б) Заполни пустой шаблон.

Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.

3.  Крестики – нолики

Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

4. Продолжи узор

Продолжить узор или ряд.

5.  Четвертый лишний

Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.

6.  Сосчитай

Детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько, например, желтых камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле

7.  Математический диктант

Закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».

1678700329e1c2c08ff6a0d060d47ca9.jpg

78ff9beb162e73ddc9ddb389dbd7a452.jpg

05615a7a3efea30f16c7ac9b0c677835.jpg

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для  развития  детей.



22 января 2022 в 16:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.